После демократических преобразований в стране с 1991 года началось бурное развитие предпринимательства. Появились кооперативы, малые предприятия и начали осваивать сферы торговли, оказания услуг и производство товаров народного потребления.

Но, вместе с этим, из-за недоработки правительства или по умыслу, не менее бурными темпами началась приватизация государственной собственности. То есть, вместо того, чтобы построить магазин или цех появилась возможность приобрести готовый государственный магазин с товаром или государственное предприятие за бесценок и без конкурса.

Понятное дело, что люди, имеющие возможности и связи, не стали заморачиваться и начали заниматься присвоением государственной собственности. Если конечный результат любого бизнеса это получение дохода, то за счет государства стало возможным получать его больше и быстрее. И общее развитие бизнеса в России потекло двумя путями. Один прямой и правильный бизнес, другой за счет государственной собственности и государственных денег. Криминальные и теневые стороны мы не рассматриваем, хотя их доля в общей экономике в нашей стране значительна. 

В итоге к началу 2000 годов развитие прямого бизнеса остановилось и началось угасание. Прямой бизнес столкнулся с нарастающим давлением со стороны чиновников, правоохранителей и криминала. Налоговая система позволяла и позволяет для одних сделать налоги неподъемными, для других несущественными в зависимости от налоговых чиновников. Многочисленные возможности чиновников и правоохранителей позволяли им вмешиваться в дела предпринимателя и облагать его данью. Криминал, на защиту от которого бизнесмен должен тратить большие деньги или платить не меньшую дань. Ущербная судебная система, занимающаяся только узакониванием достигнутых соглашений за деньги или выполняющая волю властей. К тому же, часть хороших предпринимателей, увидев очевидные преимущества чиновничьего бизнеса, ушли с прямого в чиновничий бизнес, оплатив свои места в структурах власти. 

Стало очень удобно заниматься бизнесом, являясь государственным чиновником или работая в правоохранительной системе. Это дает возможность избежать конкуренции, вытесняя конкурентов за счет административных или силовых ресурсов. Это «крыша» от наездов со стороны государственных или криминальных структур. Единственный недостаток, что за весь этот банкет вынужден платить народ. И вместо конкурентной борьбы, что в итоге ведет к развитию экономики, мы получаем борьбу за «кормушки», что ведет к развалу.

И вот, наша страна встала перед ситуацией куда дальше двигаться. Прямой правильный бизнес угасает. Чиновничий бизнес ничего не развивает, а занимается только «переделом». Нас спасает только то, что пока нефть и газ продаются по хорошим ценам. Выхода из этой ситуации три.

Создание государства с олигархическим типом правления, как Саудовской Аравии или Эмиратов, где все принадлежит правящей элите. Предпринимательство ограничивается нишей в торговле и обслуживании. Если в таком государстве будут установлены приемлемые правила взаимоотношений между правящей элитой и населением, то такая система может быть устойчива. Но, в нашей стране такая система может не прижиться. Экономика станет неконкурентоспособной и зависимой от цен на нефть и газ. Остановится развитие науки и технологий, и мы не сможем содержать одну из передовых армий мира. И наконец, мы слишком большая и многонациональная страна и неизбежно будут появляться национальные и территориальные интересы в дележке общего пирога. Такая система так же не устроит многих, в том числе и тех, кто сидит около «кормушки». До сих пор они владеют богатствами без никакой ответственности перед страной. Если будут установлены правила, у них появится и ответственность, а это многим и не нужно.

Другой самый верный и правильный, это резкое сокращение влияния чиновников и правоохранителей на бизнес и предпринимателей. Создание конкурентной среды. По существу проведение буржуазной реформы. До сих пор мы находимся в феодализме. И это сделать не сложно в организационно-техническом плане. Нужно повысить независимость суда и провести широкие кадровые замены в судах. Издать законы прямого действия, дающие права сообществам предпринимателей. Установить понятную и простую налоговую систему. Почистить правоохранительные и чиновничьи структуры. Но такие решения руководство страны, видимо, принять не может. Наше руководство и депутаты сами являются частью чиновничьего бизнеса. И, естественно, они не могут принять решения, ущемляющие их права и ограничивающие их возможности. 

Что касается оппозиции, ее нет. Есть финансируемые западом или подкармливаемые Кремлем подобия партий и движений. Если где-то, кто-то и выступает, то только с целью привлечь внимание и лекторат, чтобы дороже продаться или увеличить западное финансирование. Отсутствие оппозиции это показатель разложения народа. Поэтому этот путь хоть и верный, но очень трудный для нашей страны. 

Но есть еще третий путь. Это установление диктатуры. Этот путь показывал очень хорошие результаты в истории нашей страны. Для диктатуры нужна идея и хороший диктатор. Конечно, в условиях диктатуры будет много обиженных и наказанных, но зато гораздо больше людей могут избежать этой участи в будущем. Если в нашей стране объявится диктатор и заявит о государственном перевороте, многие примут это с удовольствием. Никто не шелохнется. А если этот диктатор поведет разумную пророссийскую политику, все будет нормально. Диктатору нужна идея и силовая поддержка, чтобы сломить сопротивление чиновников и правоохранителей, оседлавших бизнес. С силовой поддержкой могут быть проблемы, полиция коррумпирована, ФСБ бессильна, армия проворовалась. Но есть надежда, что армия все-таки вылечится и станет опорой для страны.

Есть и последний путь, самый опасный для нас. Это попытка сменить режим оранжевой или другой революцией. Путь к развалу страны или кровавой диктатуре. 

Выбор у нас есть и надо быстрее выбирать, пока не скатились на крайний путь.